Техника для дорожных и земляных работ

 

 

Техника для дорожных и земляных работ

Выбор техники для выполнения земляных работ производится с учетом особенностей поставленной задачи, а также характера разрабатываемых грунтов. Существующие виды строительных машин и оборудования различаются с функциональной точки зрения и могут быть как узко специализированными, так и в большей или меньшей степени универсальными. Прежде всего, речь идет об одно- и многоковшовых экскаваторах, канавокопателях, одноковшовых погрузчиках, бульдозерах, скреперах и т.д. Предлагаем вашему вниманию краткий обзор особенностей некоторых видов строительной техники, предназначенной для выполнения земляных работ. 
Строительные экскаваторы предназначены для извлечения и перемещения грунта. Свою задачу экскаватор выполняет посредством ковша или механизма непрерывного действия (цепного или роторного), а посему представлен в двух модификациях: одноковшовый (периодического действия) и непрерывного действия. Использование той или иной модели определяется характером выполняемых работ, поэтому правильный выбор необходимой в каждом конкретном случае машины чрезвычайно важен.
Попробуем определиться с тем, в чем заключаются принципиальные отличия экскаваторов различного назначения. Для начала обозначим общие конструктивные особенности. Основными составляющими элементами строительных экскаваторов являются ходовая часть (колесная или гусеничная), поворотная платформа с силовой установкой и сменное рабочее оборудование. На этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Далее следует обратить внимание на классификацию машины, обозначенную в ее серийном номере. Первые буквы означают тип экскаватора. Например, ЭО – экскаватор одноковшовый. За ними  следуют цифры: размерная группа (вместимость ковша), ходовое устройство, конструкция рабочей подвески. В ряде случаев производитель может продолжить серийный номер, обозначив не только порядковый номер модели, но и, скажем, особенности окружающей среды, для работы в которой она адаптирована (С или ХЛ – север, Т – тропики, ТВ – влажные тропики и т.д.).
Каждой размерной группе соответствует определенная вместимость ковша.  Вместимость основных ковшей экскаваторов составляет: для 2-й размерной группы – 0,25 -0,28 м3, для 3-й группы – 0,40-0,65 м3, для 4-й – 0,65-1 м3, для 5-й – 1,0-1,6 м3, для 6-й 1,6-2,5 м3, для 7-й – 2,5-4 м3.  Любая модель экскаватора помимо основного, как правило, оборудуется рядом дополнительных ковшей. Основным считается ковш, которым экскаватор может разрабатывать грунт 4-й категории. Все большую популярность приобретают также мини- и микроэкскаваторы, незаменимые в коттеджном и дачном строительстве. Благодаря скромным размерам, они могут быть использованы для рытья котлованов, траншей, выполнения работ в труднодоступных местах.
Что касается различий по типу ходового устройства, то каждому из существующих вариантов соответствует своя цифра: 1(Г) – гусеничное, 2 (ГУ) – гусеничное уширенное, 3 (П) – пневмоколесное. И далее по порядку – специальное шасси автомобильного типа, шасси грузового автомобиля, шасси серийного трактора и, наконец, прицепное ходовое устройство. Осталось лишь определиться с конструкцией рабочей подвески. Здесь также придется запоминать условные обозначения – цифры от 1 до 3: с гибкой подвеской, с жесткой подвеской, телескопическая. Жесткая подвеска рабочего оборудования позволяет оснастить экскаватор гидромолотом, который навешивается на ковш.
Различные типы экскаваторов подразумевают использование того или иного рабочего оборудования. Так, экскаваторы с прямой лопатой и с разгрузкой в транспортные средства или отвал применяются для рытья котлованов в крепких, каменистых грунтах и скальных породах. Обратная лопата используется для рытья узких траншей шириной 0,7-1,5 м и глубиной до 8 м (например, для прокладки сетей канализации, устройства фундаментов и т.д.).
Бульдозер – самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колесный трактор, тягач и т.п. с навесным рабочим органом – криволинейным в сечении отвалом (щитом), расположенным вне базы ходовой части машины. Данная машина служит для послойного копания и перемещения (на расстоянии 60-150 м) грунтов и может быть использована как при планировке стройплощадки, так и на строительстве и ремонте дорог, каналов, гидротехнических сооружений и т.д.
Существует несколько модификаций бульдозеров, различающихся прежде всего по типу отвала. Последний представляет собой сварную конструкцию коробчатого типа с приваренным в передней части лобовым листом криволинейного профиля.  Так, одни модели бульдозеров оснащены неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно продольной базовой оси. Другие - поворотным отвалом, способным устанавливаться в горизонтальной плоскости под углом в обе стороны от продольной оси машины или перпендикулярно ей. Третьи – универсальным отвалом из двух шарнирно сочлененных половин, устанавливаемых в горизонтальной плоскости под различными углами к продольной оси машины или перпендикулярно к ней. Отвалы всех типов бульдозеров оснащаются механизмами с гидравлическим, канатным или электромеханическим приводом. У каждого из перечисленных типов отвалов свое назначение.
Так, неповоротный отвал может быть прямым, сферическим или полусферическим. Первый используется при разработке широкого диапазона немерзлых грунтов, включая легкие скальные. Второй особенно эффективен для перемещения значительных объемов легких грунтов на большие расстояния, ну а третий за счет коротких боковых секций сочетает в себе достоинства двух предыдущих. Поворотный отвал, в свою очередь, применяется для поперечной транспортировки грунта при засыпке траншей, укладки насыпи и расчистке территории от снега и мусора. Наконец, универсальные отвалы используются по большей части для профилировочных и планировочных работ небольшого объема бульдозерами малого класса тяги.
Кроме того, бульдозеры снабжаются сменным оборудованием, расширяющим область применения машин и повышающим эффективность выполнения узко специализированных видов работ. Это могут быть рыхлительные зубья, откосники, уширители, открылки и т.д.
Скрепер – землеройно-транспортная машина, послойно срезающая грунт с поверхности с последующей транспортировкой его в отвал. Также может использоваться для послойной разработки грунтов, их транспортировки и отсыпки слоя заданной толщины. Рабочим органом скрепера является ковш.
Скреперы классифицируются, прежде всего, по виду тяги (самоходные и прицепные), способам загрузки и отгрузки (свободная и принудительная), параметрам ковша и типу привода. Емкость ковшей скреперов отечественного производства составляет от 3 до 25 м3. Дальность перевозки грунта 01,-5 км.
К сожалению, объем данной статьи не позволяет нам уделить достаточное внимание особенностям каждого из существующих видов строительной техники, предназначенной для выполнения земляных работ. Позволим себе вновь вернуться к этой теме в последующих статьях данного раздела.


 

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

 
Реклама